Наблюдение и эксперимент на уроках биологии

Наблюдение и эксперимент на уроках биологии

Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Однако проблема познавательного интереса в педагогике и методике биологии на сегодняшний день продолжает оставаться недостаточно исследованной.

С целью формирования познавательного интереса учащихся, активизации их деятельности на уроках биологии  Федорова О.Г. использует  различные методы и приемы обучения, в т.ч. организацию наблюдений и экспериментов.

Наблюдение — один из важнейших методов обучения биологии, основанной на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса и способствующий формированию у школьников таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе наблюдений учащиеся овладевают практическими умениями: проводить измерения, работать с микроскопом и готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составлять коллекции и др.

Особенность организации наблюдений и их эффективность зависят от правильно составленной инструкции, по которой работают учащиеся. Поэтому в заданиях-инструкциях учитель биологии Федорова О.Г. указывает, на какие признаки и явления необходимо обратить внимание, что следует сравнить, какие выводы сформулировать.

Также методику проведения наблюдений старается использовать на уроках и лабораторных занятиях, во внеклассной работе. Ее особенность состоит, прежде всего, в использовании регионального материала о растениях и животных, которых, с одной стороны, служит базой для конкретизации теоретических понятий, а с другой —  повышает интерес к изучаемому материалу, формирует положительное отношение к предмету.

Сегодня ученики 5 класса изучили водопроводную воду и воду из водоема. Прошли все этапы исследования и сделали вывод о причине зеленого цвета в воде из водоема. Ознакомились с устройством лупы, микроскопа.

Фотогалерея