Наличие
познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения
знаний и способов деятельности. Однако проблема познавательного интереса в
педагогике и методике биологии на сегодняшний день продолжает оставаться
недостаточно исследованной.
С целью
формирования познавательного интереса учащихся, активизации их деятельности на
уроках биологии Федорова О.Г.
использует различные методы и приемы
обучения, в т.ч. организацию наблюдений и экспериментов.
Наблюдение —
один из важнейших методов обучения биологии, основанной на чувственном
восприятии изучаемого объекта или процесса и способствующий формированию у
школьников таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На
основе наблюдений учащиеся овладевают практическими умениями: проводить
измерения, работать с микроскопом и готовить микропрепараты, определять
названия растений и животных, их систематическое положение, составлять
коллекции и др.
Особенность
организации наблюдений и их эффективность зависят от правильно составленной
инструкции, по которой работают учащиеся. Поэтому в заданиях-инструкциях
учитель биологии Федорова О.Г. указывает, на какие признаки и явления
необходимо обратить внимание, что следует сравнить, какие выводы
сформулировать.
Также
методику проведения наблюдений старается использовать на уроках и лабораторных
занятиях, во внеклассной работе. Ее особенность состоит, прежде всего, в
использовании регионального материала о растениях и животных, которых, с одной
стороны, служит базой для конкретизации теоретических понятий, а с другой —
повышает интерес к изучаемому материалу, формирует положительное
отношение к предмету.